Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время весьма актуальна, поскольку здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.
Несмотря на предпринимаемые меры, на фоне неблагоприятной демографической ситуации отмечается ряд негативных тенденций в состоянии здоровья детского населения: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности.
С целью оценки состояния здоровья подрастающего поколения ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры детского населения района. При изучении состояния здоровья детского населения Кобринского района в динамике за последние 13 лет отмечается тенденция к росту заболеваемости.
В структуре общей заболеваемости среди воспитанников и учащихся Кобринского района в 2020 (как и в предыдущие годы) наибольший удельный вес составляют: заболевания органов дыхания – 60,0 % (тенденция к росту); болезни глаза и его придаточного аппарата – 7,4 % (тенденция к росту); заболевания костно-мышечного аппарата — 7,4 % (тенденция к росту); инфекционные и паразитарные заболевания– 6,7 % (тенденция к росту); болезни системы кровеобращения – 5,7 % (тенденция к стабилизации); психические расстройства – 2,1 % (тенденция к стабилизации); болезни обмена веществ и эндокринной системы, болезни органов пищеварения – 2,3% (тенденция к росту).
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит в период получения систематического образования. По Кобринскому району (как и в республике) по результатам профилактических осмотров 75-80% детей имеют отклонения в состоянии здоровья и относятся к о2-4 группам здоровья.
Это связано с массовым использованием информационных технологий и изменяющимися условиями обучения и воспитания в период, когда интенсивно происходит рост и развитие. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых может достигать 27%.
Изложенное позволяет говорить о необходимости разработки в учреждениях образования системы здоровьесберегающих мероприятий, направленной на обеспечение оптимального роста и развития, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, коррекцию дисмикроэлементозов. Необходимо планомерное и поступательное проведение системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.
В соответствии с современными представлениями школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Практически во всех регионах (в том числе в Кобринском) имеются школы, где проводится значительная работа по формированию у школьников навыков здорового жизни, охвату родителей и учителей гигиеническим обучением и воспитанием, осуществление профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, оздоровлению детей в общеобразовательных учреждениях и как результат снижению удельного веса детей, имеющих третью и четвертую группу здоровья, функциональные отклонения, дисгармоничное физическое развитие.
В Кобринском районе с 2018 года осуществляется реализация межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья». В реализации данного проекта в части обеспечения комплекса мероприятий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды в принимают участие 28 учреждений общего среднего образования (4 учреждения с элементами проекта «Школа, пропагандирующая укрепление здоровья», 8 учреждений 1-й ступени «Школа, пропагандирующая здоровье» и 16 учреждений 2-й ступени («Школа, содействующая укреплению здоровья»).
В данных учреждениях образования проводится значительная работа по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, охвату законных представителей обучающихся и педагогических работников гигиеническим обучением и воспитанием, организации здоровьесберегающих мероприятий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала учащихся (данная работа проводится совместно усилиями педагогов, медицинских работников).
Проводится комплекс здоровьесберегающих технологий в части создания среды для:
реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся,
оптимизации двигательной активности учащихся,
организации рационального питания обучающихся для профилактики нарушений обмена веществ;
профилактики нарушений нервно-психического здоровья и утомления обучающихся;
созданию оптимального социально-психологического климата в школе и классах;
формированию культуры здоровья и мотивации для здорового образа жизни в системе «педагоги- учащиеся-родители».
В школах разработаны планы поэтапного проведения мероприятий по реализации профилактических проектов «Школа – территория здоровья» 2-й ступени «Школа, содействующая укреплению здоровья» с конкретными комплексами мероприятий по всем направлениям работы, в т.ч. по укреплению материально-технической базы.
Важное значение имеет санитарно-просветительная работа с учащимися и их родителями, проведение профилактических акций, флэш-мобов, дискуссий, родительских собраний и других мероприятий, которые направлены на повышение уровня осведомленности по вопросам рационального и сбалансированного питания, образовательного процесса, укрепления здоровья. Такие мероприятия в учреждениях образования проводятся систематически с учетом определенных тематик.
Согласно оценочных критериев в 8 учреждениях образования (в т.ч. 4-х учреждений г. Кобрина) проведен достаточный объем мероприятий по улучшению условий образовательного процесса, по выполнению мероприятий проекта, по информированности учащихся о факторах риска, формирующих здоровье, по сформированности у учащихся и персонала учреждений установки на сохранение здоровья, что указывает на положительную динамику и эффективность реализации проекта (ГУО «Средняя школа № 3 г.Кобрина», ГУО «Детский сад-средняя школа № 4 г.Кобрина», ГУО «Киселевецкий детский сад-средняя школа», ГУО «Остромичская средняя школа», ГУО «Средняя школа № 8 г. Кобрина», ГУО «Верхолесский УПК-ясли- сад-средняя школа», ГУО «Батчинская средняя школа», ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина»).
Работа по проведению системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников продолжается со стороны администрации учреждений образования.

Врач-гигиенист (заведующий
отделением гигиены
детей и подростков)
Кобринского зональногоЦГиЭ Людмила Измоденова

Ответить