Суицидальное поведение представляет собой актуальную этическую, моральную, социальную и медицинскую проблему. Ситуация по самоубийствам среди подростков, остается в нашей стране одной из самых напряженных. Когда читаешь такие новости, кажется, что условия жизни ребенка невыносимы, однако, по статистике, большинство детей, решивших покончить с собой, из внешне благополучных семей, из обычных школ. То есть обычные дети, такие как все.

Суицидальный акт это результат взаимодействия многочисленных «базовых» факторов риска друг с другом и с «триггерными» (пусковыми) факторами, связанными с кризисной ситуацией и субъективной переработкой человека её значимости для него. К базовым факторам риска относят множество переменных социального, демографического, религиозного, этнического, психологического, семейного и биологического характера. Соответственно этим факторы риска, можно выделить группы риска суицида Тем не менее, базовые факторы носят лишь вероятностный характер; принадлежность к группе риска не обозначает обязательного «вердикта».

В семьях кажется неэтичным, неловким и даже не нужным говорить с ребенком о смерти, но именно в подростковом возрасте дети начинают интересоваться этой темой — это их естественное любопытство взрослеющего человека.

Здесь важно не оградить ребенка от этой темы, а научить, правильно к ней относиться, этому могут и должны подготовить ребенка родители, учителя. Ребенок должен иметь возможность поговорить о смерти со своими родными людьми. Ведь для «запуска» суицидальных действий необходим триггерный фактор, которым, как правило, является конфликт или кризис. Обычно, внутренней составляющей этого кризиса является утрата (или возможность утраты) значимого объекта. Например: смерть близкого человека; развод (отделение) или его перспектива; утрата работы или социального статуса; утрата здоровья (постановка диагноза тяжёлого соматического или психического расстройства, социальная и физическая беспомощность в результате заболевания и пр.); утрата безопасности (реальные угрозы) и другие.

Дети – цветы жизни! Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, мечтает, чтобы он стал в жизни настоящим Человеком, впереди его ожидала хорошая судьба. От родителей в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт юный участник нашего общества, каким он вырастет человеком, и что передаст своим будущим поколениям.

Более того, родителям с ранних лет нужно говорить с ребенком о том, какие чувства испытывает человек: как положительные, так и негативные (страх, обида и т.д.). Ребенок должен понимать, что жизнь состоит не только из светлых и ярких тонов, и родители должны научить ребенка переживать негативные чувства и идти дальше: рассказывать о себе, своих проблемах в детстве, об отношениях со сверстниками и своими родителями. Многочисленные ситуации межличностных конфликтов  являются источниками дезадаптирующих эмоций страха, вины и стыда и симптомокомплекса депрессии, которые, как правило, лежат в основе суицидальных мотиваций.  А у нас многие дети воспитываются в семье, как главные члены семьи: зачастую в семье растет один ребенок, которому «все можно», для которого родителями, бабушками и дедушками созданы неестественные, идеальные условия жизни, и,  когда он приходит на улицу и сталкивается с массовой школой, первыми трудностями и проблемами, он не знает, как себя вести. Мир кажется жестким и несправедливым.

Что же приводит детей к мыслям о самоубийстве? Недостаток внимания и любви родителей — главная причина. Мотивы суицидального поведения довольно универсальны:

  • «Крик о помощи», призыв. Мотив и смысл суицидального акта  – обретение помощи. В представлении страдающего человека иные способы обратить на себя внимания кажутся не столь действенными.
  • Протест, месть, наказание «значимого другого». Движущими эмоциями в данном случае являются стыд, гнев и обида.
  • Самоповреждение, как избежание непереносимой жизненной ситуации.
  • Смерть, как избежание страдания. Как способ прерывания мучений.
  • Наказание себя. Одна из важнейших человеческих эмоций, воспитываемых социумом с раннего возраста – это эмоция вины.
  • Жертвоприношение. В жертвоприношении работает неосознаваемая и идущая из раннего детства фантазия о собственном всемогуществе.
  •  Воссоединение. Мотив, исходящий из фантазии о воссоединении с любимым человеком после смерти. Такие представления могут становиться актуальными при переживании тяжёлой утраты.

Многие родители сегодня заняты на работе до позднего вечера, и, приходя домой, могут только накормить ребенка, приготовить ему вещи на завтра. В то время как с ребенком нужно разговаривать, спрашивать как у него дела, ужинать, гулять, что-то мастерить, готовить, да и просто смотреть фильмы, обсуждать их. Ребенок нуждается в родительском общении, и если родители не имеют возможность проводить качественное время (совместная деятельность) с ребенком, этим «займется» кто-то другой: улица, плохая компания, интернет.

То же самое, если ребенок говорит, что вы его не любите. Что-то пошло в ваших отношениях не так, раз ребенок так говорит. И это не его, ребенка, вина, а взрослых. Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, интересуйтесь его жизнью, проводите время вместе. Такое может быть с рождением другого ребенка, когда родители в заботах «забывают» о старшем, когда родители слишком заняты своей личной жизнью, отправляют детей к бабушкам и дедушкам.

Но не редко дети молчат: молча сидят в своей комнате, читают, рисуют, фотографируют, что-то смотрят в интернете и в один день без видимых на то причин, уходят из жизни. А родители знают истинные интересы и желания своих детей, ведущих уединенный образ жизни? Может быть, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, их дразнят, недолюбливают, их что-то беспокоит (плохое самочувствие, болезни, страхи перед взрослением и физиологическими изменениями организма), не получается понять то, что проходят в школе и отсюда ощущение никчемности, ненужности, покинутости. Все остальные причины (плохая успеваемость, неразделенная любовь, конфликт с учителем и т.д.) можно преодолеть, если ребенок знает, что дома его любят и ждут, и у него впереди светлое будущее. Полноценное общение с родителями научит быть уверенным в себе, относиться к происходящему с оптимизмом.

Что может помочь преодолеть суицидальные мысли у ребенка?

Любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребенок — это не собственность, и родители  — не хозяева, чтобы диктовать поведение ребенка, принимать за него все решения и т.д. С детства постепенно нужно учить и давать ребенку больше самостоятельности, приучать нести ответственность.

  • Собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми трудностями.

И нельзя не сказать о том, что в доме должна быть благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребенка, чистота и порядок. Ребенок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости этих простых условий развития ребенка.

В заключение хочется отметить: вся информация, данная в этой статье, не может стать для родителей единственным руководством к действию. Скорее, это просто информация к размышлению о жизни, как своей, так и детей. Относитесь с вниманием, пониманием и принятием к своим детям, принимайте их такими, какие они есть, не ставя свои ожидания поверх их собственных желаний и стремлений. Будьте надёжной поддержкой для них и просто любите.

Психолог

Кобринского зонального ЦГиЭ                                                                Тарнавская Н.И.

Индивидуальная консультация по вопросам психического здоровья:

  1. Врач психиатр Яшин Григорий Григорьевич т. 8(01642)2-39-48 10.09.20г. 8:00-10:00
  2. Центр дружественный подросткам и молодёжи «Ориентир» тел. Врач психотерапевт Кайма Евгений Анатольевич 8(01642)3-02-49 10.09.20г. 12:00-17:00
Ответить