В 2020 году он проходит под девизом — ответственное потребление. Что вкладывает в себя это понятие? Выбор в пользу планеты.

В современном мире хватает проблем: где-то страдают от голода и недостатка питьевой воды, где-то от гендерного неравенства и военных конфликтов. Решить эти вопросы в каждой стране по отдельности сложно, поэтому в 2015-м на Генеральной Ассамблее одобрили план, что делать, чтобы к 2030 году в мире всем жилось хорошо. В 17 целях устойчивого развития сформулированы конкретные задачи. И цель № 12 (ЦУР) посвящена ответственному потреблению.

Совершая очередную покупку, обычный потребитель думает о том, чем она его порадует, а рациональный – где эта вещь окажется после того, как перестанет быть нужной. Природные ресурсы ограничены, но за последние несколько десятилетий мы наблюдаем рост их использования для совершенно банальных нужд.

Модели поведения часто навязаны, а покупка одноразовых вещей – несознательный выбор человека. Покупая зачастую хлеб, запакованный в полиэтиленовый пакет, а кофе – в пластиковом стаканчике, а не в чашке, потому что другого нет. Один из универсальных советов для тех, кто хочет стать рациональным потребителем, – пытаться избегать одноразовых товаров (кроме случаев, когда они необходимы для медицинских целей, например).

Одна из задач цели № 12 – сокращение пищевых отходов на потребительском уровне. Как с этим быть? Где учиться экологическому поведению? Всегда важен и первичен, пример в семье. Мы можем проводить занятия в детских садах и школах, но в первую очередь ребенок всегда смотрит на родителей. Если взрослые каждый день пьют кофе из одноразовых стаканов, выбрасывают еду и не беспокоятся о проблемах экологии, скорее всего, дети тоже не станут об этом задумываться. Есть такая фраза: мы не получили землю в наследство, а взяли ее взаймы у наших детей. Будущим поколениям точно так же, как и нам, придется жить на этой планете, только в гораздо худших условиях из-за наших потребительских привычек.

Треть продуктов питания по всему миру становится отходами. Отчасти это происходит потому, что рекламой формируется мода на то, что недостаточно красивые продукты попадают в отходы. Это происходит на фоне того, что во многих странах еда – чрезвычайно ценный ресурс, которого не хватает. Можем ли мы повлиять на достижение баланса: чтобы одни не выбрасывали еду, а другим ее хватало? Рационально использовать продукцию местного производства. Чем меньше дистанция от места производства до магазина или рынка, тем она свежее и полезнее. В свою очередь, на более высоком уровне нужно принимать меры для изменения маркетинговой стратегии, стимулировать людей покупать то, что выглядит, не совсем идеально, а магазины – продавать такую еду по сниженной цене, а не отправлять на свалку.

Быть рациональным потребителем совсем не сложно, достаточно использовать уже имеющиеся полиэтиленовые пакеты вторично, а не брать новые, пластик и стекло утилизировать в специальные контейнеры, а кофе пить из бумажных стаканчиков. Чтобы изменить мир, достаточно просто начать с себя, подавая пример близким и родным.

Будьте здоровы и рациональны!

Кобринский Зональный ЦГиЭ

Ответить