Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирова­ния организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наи­большее воздействие.

Агрессивные факторы, которые на современном этапе влияют на формирование здоровья школьников, действуют в комплексе.

С одной стороны — это:

  • Наследственность.
  • Условия внешней среды (природные и социальные).
  • Образ жизни человека.

С другой стороны:

  • интенсификация процесса обучения (высокий объем учебных и внеучебных нагрузок);
  • дефицит времени для усвоения информации;
  • нерациональное питание;
  • уменьшение продолжительности сна и прогулок;
  • снижение физической активности и гиподинамия.

Известно, что профилактика нарушений здоровья учащихся при обучении в школах — это, прежде всего, мероприятия по снижению влияния неблагоприят­ных внутришкольных факторов: соблюдение действующего законодательства по обеспечению параметров внутришкольной среды и  оптимизация учебного процесса.

Положительно влияя на образ жизни, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Важное значение при этом играет роль родителей в привитии детям привычек здорового образа жизни, благоприятная социально-психологическая атмосфера в семье.

Охрана здоровья детей – это  общая забота и родителей, и медиков и педагогов.  Важно, чтобы и взрослые и дети владе­ли знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, умели и  хотели применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоро­вье окружающих людей.

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (в т.ч. близору­кость, нарушение осанки) во многом зависит от комплексного подхода в проведении профилактических и корректирующих мероприятий как в школе, так и в домашних условиях:

  • соблюдение требований к естественному освещению и искусственной освещенности.

Рабочие места учеников должны быть обеспечены равномерным естественным и  искусственным освещением (рекомендуетсяиспользовать  светильники как в темное время суток, так и в пасмурные дни в течение всего рабочего дня).

  • проведение гимнастики для глаз.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения, снимается мышечное и психо-эммоциональное напряжение.

  • обеспечение рабочей позы за столами и партами. Соответствие мебели росто-возрастным характеристикам учащихся в школе и дома.

Основные требования к правильной рабочей позе – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела.

  • рациональная учебная нагрузка.

С учетом профилактики переутомления и повышения  умственной работоспособности продолжительность непрерывной работы с учебниками не должна превышать 45 минут, затем должен быть перерыв для двигательной разрядки (не менее 10 минут).

  • рациональная двигательная активность.

Двигательные действия активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливают защитные реакции, улучшают пищеварение, повышают работоспособность и эмоциональное состояние человека являются мощным резервом профилактики различных заболеваний.

  • рациональное и сбалансированное питание.

Чтобы пища приносила пользу пищевые продукты должны быть натуральными и экологически чистыми, безопасными; пища должна быть разнообразной (растительной и животной); необходимо больше употреблять фруктов и овощей; меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков, продуктов, содержащих вредные добавки, красители, стабилизаторы соблюдать режим питания.

Ответить